Каталог товаров
Каталог товаров
Хоккейная экипировка Виды спорта Велотовары Одежда и обувь Спортивное питание Тренажеры и фитнес Все для летнего отдыха Все для зимнего отдыха Рыбалка и охота Туризм и кемпинг Дача и пляж Мототехника

Устройство и особенности тормозной системы велосипеда

1 апреля, 2017

Правильно выбранная тормозная система велосипеда может спасти человеку жизнь, и потому очень важно научиться разбираться в ее устройстве, особенностях и разновидностях.

Устройство тормозной системы

Классическая ободная тормозная система, которая на данный момент считается самой популярной, крепится на велосипедную раму. Из основных элементов конструкции стоит выделить крепление к раме, плечи, колодки и трос.

  • Крепление – часть тормоза, которая жестко фиксирует его на раме. В месте крепления обычно есть болт для настройки тормоза, позволяющий немного ослабить или усилить надежность крепления. Это дает возможность регулировать положение колодок и эффективность работы тормоза.
  • Плечи – основная несущая часть конструкции, на которой фиксируются крепления, колодки и трос.
  • Колодки – главная часть тормоза, при помощи которой он и работает. Колодки – это резиновые прямоугольные устройства, зафиксированные на плечах тормоза. Когда человек нажимает на тормозную ручку, стальной трос натягивается и прижимает колодки к ободу колеса, в результате чего оно останавливается.
  • Трос – самый простой элемент. Один его конец закреплен на самом тормозе, а второй подводится к тормозной ручке. На всем своем протяжении трос зафиксирован на велосипедной раме и зачастую «одет» в «рубашку».

Рубашка троса – резиновая трубка, внутрь которой продевается стальной трос. Она помогает избежать его повреждений и не позволяет тросу цепляться за одежду или кожу человека.

Конструкция дискового тормоза, несмотря на его кажущиеся отличия от ободного, практически аналогична. Разница заключается только в креплении такого тормоза и месте воздействия колодок. Дисковый тормоз фиксируется не на верхней части рамы, а на задних перьях и останавливает он не обод, а отдельный тормозной диск, прикрепленный, в свою очередь, к основанию колеса.

На фото – устройство ободного тормоза

Разновидности систем

Дисковый и ободной – два самых основных типа тормоза. Есть еще барабанные, роллерные, стремянные и ленточные, но встречаются они значительно реже. К тому же их эффективность примерно такая же, а стоимость – значительно выше.

Ободной тормоз весит существенно меньше дискового, он дешевле, прост в установке и эксплуатации и достаточно универсален, то есть его можно поставить почти на любой велосипед. В то же время, такой тип тормоза крайне чувствителен к состоянию обода. Если колесо велосипеда пошло «восьмеркой» (то есть деформировалось от удара), тормоз потеряет внушительную часть своей эффективности. Аналогичной будет ситуация и при сильном загрязнении обода, тормоза или обоих элементов. В самых сложных случаях ободная система вообще откажется работать или заблокирует вращение колеса. Помимо всего прочего, при частом торможении постепенно будут стираться колодки и обод. Если колодки заменить несложно, то менять обод уже, как минимум, экономически не выгодно.

Дисковая система может работать практически при любых загрязнениях и никак не зависит от состояния обода, даже если он будет очень сильно поврежден. Кроме того, само торможение более плавное за счет размещения тормоза не на внешней, а на внутренней части колеса. Но и у нее есть свои недостатки. Дисковый тормоз тяжелее, дороже, сложнее в эксплуатации, установке и настройке, к тому же он не универсальный. Большинство приспособлений такого типа не взаимозаменяемые, не говоря уже об их комплектующих.

На фото – дисковый тормоз

Тормозные ручки


Тормозные ручки работают абсолютно одинаково вне зависимости от типа тормоза. По своей сути – это просто рычаг, прикрепленный к тросику и оснащенный пружиной. Когда человек давит на рычаг, тот тянет тросик, сжимающий тормозные колодки. Чтобы перестать тормозить, нужно просто отпустить рычаг, который вернется в свое обычное положение при помощи встроенной в него пружинки.

Практически все тормозные ручки идентичны друг другу. Они могут немного отличаться формой и типом крепления (к примеру, одни подходят для установки на прямой руль, а другие – на туристический). Бывают металлические и пластиковые ручки. Пластиковые легче и значительно приятнее на ощупь при отрицательной температуре. При этом они не такие прочные, как металлические.
Качество металлических ручек напрямую зависит от выбранного материала. Сталь очень тяжелая, может проржаветь и деформироваться при ударе, зато она дешевая. Алюминий обойдется ненамного дороже, и он легче. Титан – самый легкий материал, используемый для изготовления ручек, но стоимость его слишком высока.

Выбирая тормозную систему, в первую очередь нужно ориентироваться на тот тип, который поддерживается велосипедом (некоторые модели могут оснащаться только дисковыми или только ободными тормозами), а также на доступный бюджет. Учитывая разницу в цене между двумя типами систем, лучше взять качественный ободной тормоз, чем плохой дисковый.

На фото – тормозная ручка на руле

Купить комплект тормозов в интернет-магазине aktiv48.ru