Каталог товаров
Каталог товаров
Хоккейная экипировка Виды спорта Велотовары Одежда и обувь Спортивное питание Тренажеры и фитнес Все для летнего отдыха Все для зимнего отдыха Рыбалка и охота Туризм и кемпинг Дача и пляж Мототехника

Вилка и руль. Особенности конструкции и выбора

27 мая, 2017

Выбор вилки и руля для велосипеда – это ответственный шаг. Не рекомендуется бездумно следовать советам друзей или продавцов в магазине. Чтобы оба эти элемента подошли потенциальному владельцу, он сначала должен разобраться в их особенностях самостоятельно, хотя бы приблизительно.

Вилка велосипеда

Несложно понять, как выбрать вилку для велосипеда горного, шоссейного или любого другого типа, если разобраться в ее конструкции и разновидностях.

Устройство вилки велосипеда

Вилка велосипеда состоит из шести основных элементов: рулевой трубы, короны, ноги, штанов, гориллы и дропаутов.

  • Рулевая труба – элемент конструкции вилки, при помощи которого она соединяется с рамой велосипеда и его рулем.
  • Корона – на нее крепятся отдельные части вилки (ноги и штаны).
  • Нога – стальная часть, которая фиксируется на короне и заходит в штаны вилки. В некоторых случаях этот элемент называют поршнем. В месте соединения ноги и штанов устанавливается пыльник, благодаря которому внутрь вилки не попадают грязь, пыль и вода.
  • Штаны – корпус основного механизма (амортизатора). Две части штанов вилки соединяются с колесом при помощи дропаутов, а друг с другом – при помощи гориллы.
  • Горилла – несмотря на такое странное название, к настоящей горилле этот элемент никакого отношения не имеет. Горилла велосипедной вилки – это перемычка между двумя частями штанов. У некоторых моделей ее вообще нет.
  • Дропауты – крепления для колеса. Находятся в нижней части штанов.

Спереди на вилку крепится также передний тормоз. Для его фиксации на рулевой трубе предусмотрено два, реже – четыре отверстия (только в тех моделях, где нужен упор на прочность и надежность). Наиболее распространено крепление именно на два болта.

На фото – устройство велосипедной вилки с подписями

Виды вилок

Одного знания конструкции все же недостаточно, чтобы понять, какую вилку выбрать для велосипеда (как горного, так и любого другого). Следующий этап – изучение доступных видов.

  • Фиксированная – самый простейший вариант вилки. От типовой конструкции она отличается тем, что штанов и механизма амортизации тут вообще нет. Обеспечивается большая жесткость и надежность. Такая вилка более легкая и очень дешевая. Без амортизатора ход велосипеда не будет плавным, но, к примеру, для прогулочных моделей это не играет особой роли.
  • Амортизационная – самый популярный и классический тип вилки, конструкция которой как раз и описана выше как наиболее востребованная. Такие вилки обеспечивают плавный ход, достаточно надежны и средние по цене.
  • Две коронки – редкий, дорогостоящий, но очень надежный тип вилки. Его главная особенность понятна из названия: штаны вилки крепятся не одной, а двумя коронками, на которые обычно и приходится большая часть нагрузки. Равномерное распределение силы удара не дает такой системе часто выходить из строя.
  • Одна нога – очень редкая, дорогая и легкая вилка. У нее только одна нога и одна штанина. Надежность обеспечивается при помощи очень прочных современных материалов, которые по умолчанию не могут быть дешевыми.
  • Перевертыш – в этой конструкции вилки ноги и штанины меняются местами. Дропауты получаются именно на ногах, а коронка крепится к штанам. Используется, в основном, профессионалами, так как обеспечивает широкие возможности настроек. В то же время, она значительно дороже и сложней в эксплуатации, а по эффективности практически ничем от обычной амортизационной системы не отличается.

На фото – разные виды вилок

Как ухаживать за вилкой велосипеда

Обычная фиксированная вилка не имеет движущихся частей и потому вообще не требует ухода. Но вот с амортизационной придется изредка повозиться. Производители нередко предупреждают, что после каждой поездки вилку нужно чистить и смазывать, но это перестраховка (хотя если есть возможность и желание, лучше действительно так и делать). В целом, при более-менее активном использовании велосипеда рекомендуется хотя бы раз в неделю (или два-три раза) чистить вилку снаружи и смазывать ноги, желательно, чтобы масло попало и внутрь штанов. Раз в полгода-год вилку надо полностью разбирать, очищать и заново смазывать все элементы, не жалея масла.

Руль велосипеда

Выбирая руль, также сначала нужно понять устройство рулевой колонки велосипеда и ознакомиться с основными видами.

Устройство руля велосипеда

Устройство руля может показаться не таким простым, как предполагалось. Он состоит из рулевого стакана, рулевой колонки, рулевой трубки, выноса и перекладины-руля.

  • Рулевой стакан – элемент рамы велосипеда, представляющий собой полую вертикальную трубку, в которой крепится рулевая колонка.
  • Рулевая колонка – часть конструкции руля, которая крепится в рулевом стакане. Снизу и сверху стакана колонку фиксируют рулевые чашки. Внутри находятся подшипники, при помощи которых колонка может вращаться. Сверху она заканчивается якорем (креплением) для выноса, а снизу переходит в рулевую трубку.
  • Рулевая трубка – нижняя часть руля. Она вставляется в рулевую колонку с одной стороны, а с другой переходит в вилку.
  • Вынос – верхняя часть руля. Так же, как и рулевая трубка, один конец выноса фиксируется при помощи якоря на рулевой колонке, а второй конец удерживает саму перекладину руля.
  • Перекладина-руль – это то, что все привыкли называть самим рулем. В самой простой вариации эта перекладина является простой стальной трубкой, вставляемой в крепление выноса. На нее устанавливаются рукоятки-грипсы, контроллеры переключателей скоростей, ручки тормозов и так далее.

Устройство велосипедного руля

Какой руль выбрать для велосипеда

Чтобы понять, как выбрать руль для велосипеда, нужно разобраться в их формах. Разновидностей существует огромное количество, перечислить все просто невозможно, однако есть несколько типовых форм, к которым так или иначе можно отнести любую перекладину руля.

  • Прямой – самый простой руль. В некоторых случаях по бокам на него прикручивают рога. Главные особенности – дешевизна и возможность очень быстро прикрепить на него любые требуемые аксессуары (к примеру – навигатор или бортовой компьютер).
  • Поднятый – классический руль, который можно встретить на прогулочных или детских моделях велосипедов. Для неспешной, комфортной езды, особенно при сидячем, а не лежачем положении велосипедиста, такой руль подходит лучше всего.
  • Туристический – выгнутый вперед и вниз руль, позволяющий велосипедисту в лежачем положении максимально сильно и эффективно давить на педали. Встречается на спортивных, скоростных моделях.
  • Бабочка – самый «фигуристый» тип руля. Визуально он действительно похож на бабочку. Главная особенность такого руля – наличие большого количества вариантов хватов для велосипедиста. Ориентированы такие рули на длительные путешествия, так как помогают эффективно распределять нагрузку на руки.
  • Рогатый – тот же обычный прямой руль, только рога к нему не привинчиваются, а присутствуют сразу. От прямого отличается большей надежностью фиксации рогов, но на него сложнее повесить дополнительные аксессуары.

На фото руль-бабочка

Как выбрать вынос руля велосипеда

Посадка велосипедиста напрямую зависит от выноса руля. Если он будет направлен вперед, дальше от человека, это вынудит буквально ложиться на верхнюю раму. В таком положении максимальная скорость достигается быстрее и ее проще поддерживать. Вынос, направленный в сторону велосипедиста, гарантирует сидячую посадку, при которой обеспечивается максимально широкий обзор. К тому же в таком положении комфортней ездить. Первый вариант используется на горных или спортивных велосипедах. Второй – на детских или прогулочных моделях. Выбирать вынос следует исходя из желаемого типа езды и модели велосипеда. Не рекомендуется ставить прогулочный руль на горный велосипед или наоборот. Будет просто неудобно ездить.

Как выбрать грипсы для велосипеда

Грипсы – это ручки руля, которые надеваются на трубку. Они бывают резиновыми, поролоновыми или кожаными. Первые – самые распространенные и простые. Вторые – самые легкие, но быстро выходят из строя. Третьи – самые удобные, но и самые дорогие. Учитывая тот факт, что грипсы также разделяются и на разные формы, прежде чем сделать окончательный выбор, следует посетить любой подходящий веломагазин и попробовать, на каких грипсах рукам будет комфортнее.

При выборе вилки и руля не стоит забывать о том, для чего велосипед будет использоваться и к какой конструкции изначально принадлежит. Даже самые качественные руль или вилка могут просто не подойти под имеющуюся модель велосипеда. И дело даже не в том, что их физически невозможно будет установить, а в том, что использовать их с этой моделью будет просто неудобно.