Каталог товаров
Каталог товаров
Хоккейная экипировка Виды спорта Велотовары Одежда и обувь Спортивное питание Тренажеры и фитнес Все для летнего отдыха Все для зимнего отдыха Рыбалка и охота Туризм и кемпинг Дача и пляж Мототехника

Система переключения скоростей: устройство и особенности

31 мая, 2017

Система переключения скоростей устанавливается не на каждый велосипед. Однако на большинстве моделей есть хотя бы теоретическая возможность ее установки. На тех велосипедах, где она все же установлена, система переключения скоростей разделяется на две части – переднюю и заднюю.

Передний переключатель скоростей

Встречается передний переключатель скоростей не везде, но если он присутствует, то у него, как правило, 2‒3 скорости, редко их бывает больше. Несмотря на кажущуюся внешнюю сложность, конструкция переключателя скоростей (как переднего, так и заднего) довольно проста.

Устройство переднего переключателя скоростей:

  • Механизм – основной элемент, который регулирует движение рамки и фиксируется на раме велосипеда при помощи крепления. Он управляется при помощи троса, один конец которого закреплен на этом устройстве, а противоположный по раме подводится к рулю и прикрепляется к переключателю. Данный трос приводит в движение механизм переключателя скоростей, который, в свою очередь, двигает рамку.
  • Рамка – деталь переключателя скоростей, которая определяет положение цепи. Двигаясь, рамка тянет за собой цепь велосипеда, которая перескакивает с одной звездочки на другую.
  • Крепление – элемент переключателя скоростей, при помощи которого он фиксируется на раме. Выделяют два основных вида креплений – хомут и болт. Первый вариант ‒ самый распространенный. Хомут просто надевается на раму и затягивается винтом. Единственное неудобство – подбирать хомут нужно строго под размер рамы.

Второй вариант предполагает наличие на раме заранее подготовленных креплений именно под определенный вид переднего переключателя скоростей. Это более надежный и качественный тип соединения, однако встречается довольно редко, ведь использование такой системы не дает возможности заменять переключатель скоростей на аналогичный, но другой модели.

На фото – устройство переднего переключателя скоростей с подписями

Задний переключатель скоростей

Задний переключатель скоростей практически идентичен переднему. Есть схожий механизм регулировки движения рамы, сама рама и даже крепления точно такие же. Отличия заключаются в наличии двух дополнительных роликов (верхнего и нижнего). Они направляют и поддерживают цепь, чтобы та не слетела со звездочки, ведь там этих звезд намного больше, чем спереди (чаще 8 или 9, но количество может варьироваться). Кроме того, эти же ролики натягивают цепь, не давая ей провисать, что решает одну из основных проблем в работе переключателей скоростей.

В большинстве самых распространенных моделей велосипедов, помимо всех основных компонентов, еще встречается такой элемент конструкции, как «петух». Он крепится с одной стороны к раме, а на другой его стороне зафиксирован переключатель скоростей. Главная роль «петуха» – сохранение переключателя и рамы в случае сильных ударов. Именно эта деталь принимает всю силу удара на себя и нередко полностью выходит из строя. Заменить его намного проще и дешевле, чем менять всю раму или переключатель скоростей. При отсутствии «петуха» существует немалый риск выхода из строя основных компонентов.

На фото – устройство заднего переключателя скоростей

Управление скоростями

При наличии у велосипеда передней и задней скоростей, манеток тоже будет две. Если же у велосипеда будет только задняя скорость, манетка будет одна.

Манетка – рычаг или любой другой подобный вариант управления, расположенный на пульте, при помощи которого велосипедист задает нужную скорость.

Выделяют четыре самых распространенных вида манеток: грипшифтовые, триггерные, тормозные и пистолетные. У каждого из них своя система работы и особенности.

  • Грипшифтовые манетки представляют собой барабан, установленный вокруг оси руля. Вращая его вперед или назад, велосипедист выставляет нужную ему скорость. Грипшифтовые манетки отличаются мгновенной реакцией на действия пользователя (скорости переключаются очень быстро), и из-за отсутствия выступающих частей их очень сложно повредить при падении. Из недостатков нужно отметить, что такие переключатели занимают много места, а еще в процессе управления велосипедом человек может случайно переключить скорость неосторожным движением руки.
  • Триггерные манетки – другой вариант системы управления скоростями, который используется почти так же часто, как и грипшифтовый. В основе управления лежат два рычага, которые вынесены отдельно от руля примерно так же, как и управление тормозной системы. Один рычаг увеличивает скорость, второй – уменьшает. Выделяется система простотой управления и тем фактом, что случайно задеть переключатели-рычаги практически невозможно. В то же время, их легко повредить при падении, а если нужно переключить несколько скоростей, система будет реагировать с запозданием.
  • Тормозная манетка (ее также называют Dual Control) совмещается с управлением тормозной системой. Обладает всеми преимуществами триггерной манетки и практически лишена ее недостатков. Правда, у нее есть свои минусы: такая система совмещена с тормозной и отдельно поставить ее не получится.
  • Пистолетная манетка – альтернативный вариант тормозной манетки, встречающийся еще реже. Она мало чем отличается от «оригинала», устанавливается в основном на спортивные гоночные велосипеды и характеризуется высоким удобством переключения скоростей, но меньшим удобством использования тормоза.

В обычных моделях велосипедов используются только первые два типа манеток. Остальные два – узкоспециальные.

На фото – манетка с самодельными улучшениями

Отдельного внимания заслуживают указатели текущей скорости. Обычно они выполнены в форме маленького окошка, в котором механическим образом одновременно с переключением скорости изменяется цифра, показывающая, какая скорость выбрана на данный момент. В дорогих вариациях могут использоваться более удобные электронные циферблаты, они подсвечиваются в темное время суток, но достаточно хрупкие и требуют регулярной замены батареек.

От манеток к переключателям скоростей идут стальные тросики, при помощи движения которых и обеспечивается переключение. Тросики могут идти сверху или снизу рамы. Первый вариант проще в установке и обслуживании, а второй удобнее за счет того, что тросики не мешают велосипедисту и за них нельзя зацепиться.

Подбирая систему переключателя скоростей и манетки, рекомендуется обращать внимание на удобные варианты в средней ценовой категории. Главное правило: система должна решать те задачи, ради чего, собственно, она и покупается, быть удобной для пользователя и надежной.