Каталог товаров
Каталог товаров
Хоккейная экипировка Виды спорта Велотовары Одежда и обувь Спортивное питание Тренажеры и фитнес Все для летнего отдыха Все для зимнего отдыха Рыбалка и охота Туризм и кемпинг Дача и пляж Мототехника

Привод велосипеда и его составляющие

1 июня, 2017

От правильного выбора приводной системы велосипеда зависит качество его работы, скоростные возможности и вообще способность сдвинуться с места. Чтобы верно подобрать все комплектующие, нужно разбираться в их особенностях.

Каретка

В отличие от втулок, не бывает передних или задних кареток у велосипеда. Это устройство только одно и устанавливается оно в кареточный стакан, расположенный в раме. Конструкция каретки достаточно простая, но каждый ее элемент должен быть выполнен максимально качественно и находиться строго на своем месте.

  • Чашка – часть каретки, которая вкручивается или «вбивается» в кареточный стакан. В дешевых моделях велосипедов чашка обычно несъемная, а вот в более дорогих разновидностях предусмотрена возможность ее ремонта или замены.
  • Корпус – помещается в чашку. В корпусе устанавливается ось с подшипниками.
  • Ось – самый важный элемент каретки. Именно на нее крепятся шатуны с педалями.
  • Шлицы – элементы конструкции в виде многогранных выступов, на которые надеваются шатуны.

Чтобы понять, какую каретку выбрать на велосипед, нужно в первую очередь обратиться к технической документации по его раме. Там изложены требования к кареткам, которые необходимо учесть. Так как выбирать каретку для велосипеда исключительно по размеру стакана не совсем правильно, рекомендуется изучить инструкции к переднему и заднему переключателям скоростей. В них могут быть указаны дополнительные требования к каретке, которые также надо принять во внимание.

На фото – кареточный стакан с кареткой

Как выбрать шатун

Чтобы понять, как выбрать шатун, важно разобраться каких видов шатуны вообще бывают и чем отличаются друг от друга: по типу, материалу, креплению и размеру.

Существует 3 типа шатунов: односоставные, двусоставные и трехсоставные. Первый тип –цельная конструкция из двух шатунов и оси каретки. Сейчас встречается только в детских велосипедах и в некоторых моделях для городского экстрима.

Двусоставный вариант представляет собой комплект из отдельного шатуна и конструкции из шатуна, звездочки и оси каретки, которые приварены друг к другу. Эта версия удобнее, чем предыдущая и встречается довольно часто.

Самый удобный и распространенный вариант – трехсоставный. В нем шатуны, звездочка и ось каретки – отдельные элементы. В этом случае ось входит в состав каретки, а не шатуна, как в односоставной и двусоставной разновидностях. Появляется возможность без проблем разбирать всю конструкцию, менять звездочки, проводить обслуживание, заменять масло, ремонтировать любой из компонентов или вообще менять его на новый.

По материалу шатуны разделяются на стальные, алюминиевые, титановые или углепластиковые. Самыми распространенными являются первые два типа материалов.

  • Сталь – самый дешевый материал. Прочный, надежный, но тяжелый и подверженный коррозии. С целью облегчения в некоторых случаях стальные шатуны делают фигурными или с пустотами внутри, уменьшая количество металла, чтобы устройство было настолько легким, насколько это вообще возможно. Стоит отметить, что такие варианты облегчения конструкции практически никак не сказываются на прочности шатуна.
  • Алюминий – самый распространенный материал. Не сильно дороже стали, но намного легче и почти такой же прочный. Алюминиевые шатуны также пытаются облегчить, делая их пустотелыми или фигурными.
  • Титан и углепластик – дорогостоящие и редкие материалы. Они самые легкие и прочные. Встречаются как отдельно углепластиковые, так и отдельно титановые модели, но чаще оба материала совмещаются: титановая сердцевина для прочности, и углепластиковый корпус для уменьшения веса. Увидеть такие шатуны обычно можно на очень дорогих моделях велосипедов.

Чем легче материал шатуна, тем проще крутить педали, что позволяет быстрее набирать максимальную скорость и с легкостью ее поддерживать.

По типу креплений шатуны разделяются клиновидные, квадратные, шестигранные и шлицевые. Данный параметр не сильно влияет на качество самих шатунов и отвечает только за прочность их крепления к каретке. Клиновидные – самые ненадежные и простые, сейчас встречаются только на детских моделях. Квадратные и шестигранные типы креплений распространены больше других, первые не так надежны, как вторые, но для обычного велосипедиста разница не будет ощущаться. Последний вариант – шлицевые шатуны, самые надежные, но редко используемые, поскольку появились недавно и еще не получили распространения.

Размер шатунов влияет на удобство при эксплуатации велосипеда. К примеру, с короткими шатунами легче поддерживать скорость, но сложней ее набрать, а с длинными – наоборот. Для выбора шатунов подходящего размера нужно учитывать и рост/возраст велосипедиста. Традиционно, чем выше человек, тем большая длина шатуна ему нужна. Для детей подойдут шатуны длиной около 150 мм, для подростков – до 177,5 мм, а для взрослых длина должна быть от 165 мм и выше.

На фото – двусоставный шатун

Типы педалей

На все шатуны нужно прикреплять педали, которые также необходимо выбирать с пониманием. Выделяют следующие типы педалей:

  • Пластиковые – самый простой и дешевый вариант. Быстро ломаются, используются на недорогих моделях велосипедов.
  • Горные – более распространенный вариант и стоимость их повыше. В качестве материала может использоваться сталь или прочный пластик. Ломаются реже, встречаются на большинстве стандартных велосипедов.
  • Контактные – удобнее всего, но дорогие. Для использования таких педалей требуется специализированная велосипедная обувь. Она крепится к контактам педали и не дает подошве соскальзывать. При необходимости отсоединяются контакты очень быстро.
  • Полуконтактные – гибрид горных и контактных педалей. С одной стороны педаль будет обычной, а с другой – с контактами для велосипедной обуви.
  • Туклипсы – небольшая стальная платформа с ремнями, фиксирующими ногу. Не слишком удобны по сравнению с контактными моделями, найти ремни под нужный размер обуви довольно сложно, но они достаточно просты и дешевы.
  • Складные – такой тип педалей встречаются в основном на складных велосипедах, делая их еще более компактными. Они не слишком надежные, но если на первом месте стоит именно компактность и удобство, то такой вариант педалей подойдет лучше всего.

На фото – «умные» педали

Как выбрать цепь

Так как выбор цепи – не менее ответственное занятие, чем выбор остальных элементов, следует рассмотреть всех ее вариации и особенности. Цепи можно разделить по типу и по ширине.

  • По типу выбрать цепь как таковую несложно. Типов всего три, причем распространенный только один – втулочный. В этой конструкции сквозь звено проходит втулка, что обеспечивает цепи нужную гибкость. Менее популярный вариант – роликовый. Вместо втулок используются ролики. Преимуществом можно считать повышенную износоустойчивость, основной недостаток состоит в слишком высокой цене. Последний вариант – зубчатый. Встречается в единичных случаях на очень редких моделях велосипедов и всерьез его рассматривать не стоит.
  • Главный параметр, который нужно учитывать, чтобы понять, как правильно выбрать цепь – ее ширина. Чем больше количество звездочек на переключателе скоростей, тем уже должна быть цепь. Самая классическая и достаточно широкая используется с переключателями до 8 скоростей. Если широкую цепь поставить на 9 звездочек, она, скорее всего, будет цепляться за переключатель скоростей. Для 10 скоростей нужна своя, еще более узкая цепь, на место которой нельзя ставить широкие варианты. Она не подойдет для меньшего количества звездочек.

На фото – браслет из велосипедной цепи

Как выбрать кассету для велосипеда

Кассета велосипеда – это набор звездочек переключателя скоростей. Выбирать ее рекомендуется исходя из уже имеющихся компонентов. К примеру, если в наличии только широкая цепь, брать кассету больше, чем на 8 звездочек, не стоит.

Кассеты разделяются на 4 группы: спейсерные, пауки, цельнофрезерованные и блочные.

  • Спейсерные – в таком варианте кассеты каждая из звездочек крепится на барабан по отдельности, а между ними находятся вставки (спейсеры). Такие барабаны легко разобрать, но выбирать лучше стальные версии, так как алюминиевые уж слишком часто выходят из строя.
  • Паук – в такой системе все звезды зафиксированы на одном креплении (пауке), который надевается на барабан. Отличается более прочной конструкцией.
  • Цельнофрезерованные – в данном случае кассета является одной деталью. Она очень прочная, но если хоть что-то сломается, придется менять всю кассету, а не один вышедший из строя элемент.
  • Блочные – это гибрид паука и спейсерной системы. Звезды собраны блоками, внутри которых соединены друг с другом по принципу паука. Между собой блоки разделяются по спейсерной системе.

При комплектации привода не стоит приобретать каждую деталь по отдельности. Нужно учитывать, насколько они могут (или не могут) взаимодействовать друг с другом, с рамой и остальными элементами. Только полностью совместимый комплект приводной системы обеспечит идеальную эксплуатацию велосипеда.